Предметно-развивающая среда в ДОО

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:
Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.Владеет математической терминологией.Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.Владеет простейшими графическими навыками и умениями.

Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;8. Развитие инициативности и активности детей.
Группа детей, с которой я работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Но не стоит забывать и про остальных, которым намного тяжелее всё даётся в связи с возрастными и психологическими особенностями. Особое внимание в своей работе я уделяю познавательно-речевому направлению развития дошкольников с ОНР. Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Формирование элементарных математических представлений». Изучая математику, дети отвлекаются от реальной действительности. При этом у них развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, мелкой моторики, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей. Работая над темой «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» пришла к выводу, что обучение должно давать не только непосредственно практический результат, но и широкий развивающий эффект. Именно в игре, дети с интересом и желанием знакомится с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры, осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Поэтому чем интереснее игровые задания, которые я использую в работе с детьми, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Знакомя ребенка с миром математике, я хочу, чтобы он не просто был готов к школе, а понимал, заинтересовался и возможно полюбил эту науку. Любопытно, что занимательная математика, интересна не только детям, но порой увлекает и взрослых. Основной целью моей работы являлась поддержка у детей интереса к занятиям математикой, создание у них состояния увлеченности, умственного развития. Наблюдая за детьми, заметила, что они не умеют играть в игры с математическим содержанием, а зачастую просто не проявляют к ним интерес. Поэтому встала задача создать благоприятные условия в группе, которые бы способствовали развитию математических способностей у детей.Я стала проводить работу по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО, используя новые подходы и идеи в своей деятельности по ФЭМП у дошкольников.Анализируя оформление РППС, выяснила необходимость проектирование математической зоны в нашей группе в соответствии с содержанием математического развития воспитанников, и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. В оформлении «Центра математики» активное участие принимали родители, а также сами дети, что вызвало положительное отношение к материалу, интерес и желание действовать с ним. Математический центр это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами.
Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Создавая математический центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть. Я выстраиваю образовательную деятельность в «Центре математики» так, чтобы у детей была потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагаю детям задания математического содержания, учитывая их индивидуальные способности. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности мне помогает наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.Эти материалы занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, они стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно - ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.
Методическое обеспечение «Центра математики»1) Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года ,частям суток и др.)2) Раздаточный материал (комплекты геометрических геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие предметы и игрушки; счетные палочки)3) Занимательный материал: картотеки – математические загадки; математические пословицы и поговорки; математические считалки; задачи в стихах; стихотворения, сказки о математических понятиях; головоломки4) Разнообразие дидактических игр математического характера по основным разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время», математическое лото, домино, мозайка с плоскостными элементами различных геометрических форм, объёмные игры головоломки, тематические рамки и вкладыши, игры с монетами, календарь, модель календаря, модель часов, шашки, шахматы5) Развивающие, интеллектуальные, логико-математические игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамимо, игры Воскабовича,игры Никитина, палочки Кьюизенера,блоки Дьинеша,дары Фребеля и т.д.)
Информационные ресурсы1. Арапова-Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» М.: «Мозайка-Синтез»,2008г.2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ,. Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: «Мозайка-Синтез»,2015г.3. Рабинович П. Д. ,Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространсвенной среды в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования» М.: Федеральный институт развития образования, 2014 г.
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками. Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка. В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного заведения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным к уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Именно поэтому задача педагогов ДОУ — планомерно знакомить воспитанников с азами дорожной грамоты начиная с ясельной группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Дети дошкольного возраста сами по себе ещё не осознают истинной опасности, подстерегающей их на дороге. Например, им трудно оценить расстояние до подъезжающей машины, определить её скорость. Ребята наивно полагаются на свою ловкость и быстроту, потому не боятся выехать на своём велосипеде на проезжую часть, затеять там весёлую игру. Именно для того, чтобы никогда не случалось подобных ситуаций, современная дошкольная педагогика предполагает регулярную работу по обучению воспитанников детского сада ПДД, при этом во всех группах организуются особые тематические центры.
Маленькие дети резвы и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарём. Не только занятия физкультурой имеют целью физическое развитие дошкольников, двигательная активность организуется в различных режимных моментах. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.
Центр двигательной активности служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Он размещен в безопасных условиях в групповой комнате, соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям, расположен по принципу целесообразности, доступен в использовании каждым ребенком, соответствует возрасту детей и требованиям программы. При организации центра учтены интересы как мальчиков, так и девочек. Центр активно используется в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей). Комплектация:1. Теоретический материал:- картотеки подвижных и малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;- картотека физкультминуток, утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;- иллюстрированный материал по летним и зимним видам спорта;2. Игры:- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, пазлы, и т. д. - спортивные настольные игры (футбол) .3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, медали («Волки и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Поросята и волк», «Лохматый пес»).4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:- ростомер;- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», шипами и т. д. ;- бросовый материал (пробки, крышки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата иперекладывания с места на место стопами и пальцами ног.- нестандартное оборудование, сделанное своими руками «Бильбока», «Моталочки», помпоны из киндер-сюрпризов и мишуры, гантели;- флажки, ленты, платочки, султанчики;- мячики – ежики;- мешочки с разной крупой для рук;- обручи;- эспандер,-массажеры5. Для игр и упражнений с прыжками: скакалки,классика6. Для перешагивания, подъема и спуска: косички, гимнастические палки, кубики.7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи резиновые разного размера, мешочки с песком, набор для бадминтона, кольцеброс, набор «Городки», кегли, бильбоке, «Дартс», «Липкий шарик», тарелки для метания, теннисные мячи и ракетки.