Группа детей, с которой я работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Но не стоит забывать и про остальных, которым намного тяжелее всё даётся в связи с возрастными и психологическими особенностями. Особое внимание в своей работе я уделяю познавательно-речевому направлению развития дошкольников с ОНР. Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Формирование элементарных математических представлений». Изучая математику, дети отвлекаются от реальной действительности. При этом у них развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, мелкой моторики, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей. Работая над темой «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» пришла к выводу, что обучение должно давать не только непосредственно практический результат, но и широкий развивающий эффект. Именно в игре, дети с интересом и желанием знакомится с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры, осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Поэтому чем интереснее игровые задания, которые я использую в работе с детьми, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Знакомя ребенка с миром математике, я хочу, чтобы он не просто был готов к школе, а понимал, заинтересовался и возможно полюбил эту науку. Любопытно, что занимательная математика, интересна не только детям, но порой увлекает и взрослых. Основной целью моей работы являлась поддержка у детей интереса к занятиям математикой, создание у них состояния увлеченности, умственного развития. Наблюдая за детьми, заметила, что они не умеют играть в игры с математическим содержанием, а зачастую просто не проявляют к ним интерес. Поэтому встала задача создать благоприятные условия в группе, которые бы способствовали развитию математических способностей у детей.Я стала проводить работу по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО, используя новые подходы и идеи в своей деятельности по ФЭМП у дошкольников.Анализируя оформление РППС, выяснила необходимость проектирование математической зоны в нашей группе в соответствии с содержанием математического развития воспитанников, и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. В оформлении «Центра математики» активное участие принимали родители, а также сами дети, что вызвало положительное отношение к материалу, интерес и желание действовать с ним. Математический центр это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами.
Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Создавая математический центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть. Я выстраиваю образовательную деятельность в «Центре математики» так, чтобы у детей была потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагаю детям задания математического содержания, учитывая их индивидуальные способности. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности мне помогает наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.Эти материалы занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, они стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно - ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.
Методическое обеспечение «Центра математики»1) Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года ,частям суток и др.)2) Раздаточный материал (комплекты геометрических геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие предметы и игрушки; счетные палочки)3) Занимательный материал: картотеки – математические загадки; математические пословицы и поговорки; математические считалки; задачи в стихах; стихотворения, сказки о математических понятиях; головоломки4) Разнообразие дидактических игр математического характера по основным разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время», математическое лото, домино, мозайка с плоскостными элементами различных геометрических форм, объёмные игры головоломки, тематические рамки и вкладыши, игры с монетами, календарь, модель календаря, модель часов, шашки, шахматы5) Развивающие, интеллектуальные, логико-математические игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамимо, игры Воскабовича,игры Никитина, палочки Кьюизенера,блоки Дьинеша,дары Фребеля и т.д.)
Информационные ресурсы1. Арапова-Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» М.: «Мозайка-Синтез»,2008г.2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ,. Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: «Мозайка-Синтез»,2015г.3. Рабинович П. Д. ,Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространсвенной среды в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования» М.: Федеральный институт развития образования, 2014 г.